Эдвард Григ 1843-1907

Пер Гюнт, Вторая сюита

Вторая сюита <<Пер Гюнт>> состоит из следующих пьес: <<Жалоба Ингрид>>, <<Арабский танец>>, <<Возвращение Пера Гюнта на родину>>, <<Песня Сольвейг>>. Такая композиция, при которой лирические пьесы играют роль начала и заключения, говорит об их ведущем значении в сюитном цикле.




<< Жалоба Ингрид >> (второе действие драмы, Ингрид-- девушка, невеста, которую соблазнил и бросил Пер) -- драматическая пьеса. Полная скорби лирическая песня-жалоба обрамлена остро ритмованнон и напряженно звучащей темой: так теперь вспоминается Ингрид танцевальная мелодия, которая звучала в день се свадьбы:

Драматизму, смятенности этой лирики противопоставлена светлая лирика << Песни Сольвейг >>.

Самые поэтические страницы драмы Ибсен связывает с образом Сольвейг, крестьянской девушки; всю жизнь Сольвейг ждет Пера в лесной хижине в горах. Роль музыки в создании этого образа, предельно скупо прорисованного в тексте драмы, была предусмотрена Ибсеном. Одна из сцен четвертого действия, повествующего о странствиях и приключениях Пера Гюнта в Африке, переносит зрителя в Норвегию. На сцене зимний лес и избушка Сольвейг; действие ограничивается лишь песней Сольвейг о бесконечности ее любви.

Григ с огромным художественным чутьем сумел передать и самое существо образа Сольвейг -- ее душевную чистоту и силу духа, и -- совсем легким штрихом -- те внешние черты, с которыми мы связываем свои представления о Сольвейг.

Песня Сольвейг, тонко лирическая, словно соткана из интонаций и ритмов народных напевов. Среди шведских и норвежских народных песен есть песни -- прототипы мелодии Сольвейг:

Но связь мелодии Грига с народной музыкой шире. Григ для песни Сольвейг отбирает многие характерные для норвежской народной музыки звучания. В народных песнях можно часто обнаружить спокойную поступь, устойчивый ритмический склад, характерную ритмическую фигуру, мелодические обороты песни Сольвейг:

Для народных норвежских мелодий характерен пунктированный ритм. Многие лирические народные песни включают в себя контрастный танцевальный эпизод:

До и после самой песни звучит чудесный наигрыш. Близкий по характеру к протяжным и задумчивым наигрышам рожка, он тем яснее <<вписывается>> в воображаемый пейзаж, что его последняя, квартовая интонация отдается двукратным эхо. Самая песня, простая по интонационному строению (поступенное движение мелодии и ходы по трезвучиям, свойственные норвежской музыке), плавная (ровность и единообразие ритмических фигур, равномерность аккордов сопровождения), звучит скромно, сдержанно и величаво. С каждой новой фразой растет проникновенность мелодии: сперва за счет большего напряжения гармоний (повтор мелодии при ином гармоническом содержании: в первом случае--Т и D на выдержанном квинтовом басу, во втором--модуляция в до мажор), дальше -- за счет обострения выразительности отдельных интонаций. Эта значительность, проникновенность каждой интонации распространяется даже на обычный, казалось бы, каденционный оборот мелодии в конце ее (ритмическое увеличение заключительных интонаций):

Легкий и нежный танцевальный припев (в варианте для голоса это вокализ) открывает иную грань образа: радость и свет юности, которые сохранила в душе Сольвейг.

<<Пер Гюнт>> Ибсена <<столько же национален, сколь гениален и глубок>>. Эти слова Грига могут быть отнесены и к его музыке, сочетающей редкую глубину характеров, реалистичность и многогранность в передаче жизненных образов с национальной яркостью.

Советуем посетить: