Эдвард Григ 1843-1907

Пер Гюнт, Первая сюита

Музыка Грига к драме Ибсена <<Пер Гюнт>> стоит в ряду таких высоких образцов этого жанра, как <<Эгмонт>> Бетховена, <<Сон в летнюю ночь>> Мендельсона, <<Князь Холмский>> Глинки, <<Арлезианка>> Бизе. Созданная для театральной постановки, музыка к <<Перу Гюнту>> получила значение самостоятельного художественного произведения.

Полная партитура <<Пера Гюнта>> включает в себя двадцать три номера, среди которых -- вступления к пяти актам драмы (к первому действию -- <<На свадьбе>>, ко второму -- <<Жалоба Ингрид>>, к третьему -- <<В глубине бора>>, к четвертому -- <<Утро>> к пятому -- <<Возвращение Пера Гюнта на родину>>), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические (<<В пещере горного короля>>) и лирико-драматические оркестровые эпизоды (<<Смерть Озе>>), мелодрамы.




То соотношение музыки и драмы, которое устанавливает Григ, отличается своеобразием. Среди музыкальных номеров <<Пера Гюнта>> нет такого, который в обобщенной форме, концентрированно передавал бы основную идею произведения, подобно увертюре Бетховена к <<Эгмонту>>, или охватил бы основные сюжетно-образные линии драмы, подобно прелюдии из <<Арлезианки>> Бизе, или воссоздал круг образов, общий колорит драматического произведения, подобно увертюре Мендельсона <<Сон в летнюю ночь>>.

Отдельные номера музыки Грига подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы Ибсена: возвышенный, чистый лиризм образа Сольвейг, трагедию смерти Озе, поэзию природы, яркость фантастики. Композитор как бы выявляет богатство поэтических граней этого глубокого и сложного, насыщенного социальными и философскими обобщениями произведения. Сюжетная канва произведения Ибсена вкратце такова: Пер Гюнт, молодой крестьянский парень, изгнан из родной деревни и объявлен вне закона: он соблазнил и бросил чужую невесту. Да и все поведение Пера, фантазера и мечтателя, не согласуется с принятыми среди людей нормами морали. Пер отправляется в чужие страны. И вот Пер Гюнт, уже пожилой человек, -- обладатель несметных богатств. За плечами у него позорный промысел, работорговля, впереди -- лишь одна перспектива: выгодное использование своих богатств. Циник и эгоист, лишенный этических и нравственных идеалов, Пер Гюнт (когда-то полный духовных стремлений) готов своим золотом душить народ, борющийся за свободу и счастье. Судьба Пера полна превратностей. Он теряет свои сокровища. Движимый духом авантюризма, он достигает <<высокого положения>> среди темных арабских племен, разыгрывая из себя пророка.

Пер Гюнт возвращается на родину. Годы странствий не обогатили его: он растратил свои душевные силы, совесть его отягчена преступлениями, он нищ. Пер попадает в лес, где некогда жил он, изгнанный из родной деревни. Здесь, в избушке Пера, все эти годы ждала его возлюбленная Сольвейг. Бесконечная духовная красота и сила Сольвейг пробуждают в Пере глубокое осознание утраты своей жизни, своего человеческого <<я>>:

Она сохранила, а он расточил...
О, если бы можно начать все сначала...

В образе Пера Гюнта Ибсен разоблачает людей, у которых понимание прекрасного и отрицание мелкого, косного, мечта и стремление не претворяются в действие, в борьбу за достижение жизненного идеала.

Придумать это, этого желать,
Хотеть... но -- сделать? Нет, не понимаю.

Эти слова Пера Гюнта являются ключом к пониманию его образа. Пер -- носитель обличительной идеи-- трактован Ибсеном многопланово. Пер -- фантазер и мечтатель, почти поэт, ведь силой своего воображения он умеет заставить людей перенестись в вымышленный им мир. Пер понимает чистоту, душевную красоту Сольвейг и, любя ее, бежит от нее, потому что совесть его отягчена многими проступками. Пер -- циник, не признающий критериев нравственности и долга, его поступками движет лишь чувство эгоизма.

Богатому сложными переживаниями образу <<не нашедшего самого себя>> Пера Гюнта противостоит в драме скромный и возвышенный образ Сольвейг -- воплощение душевной чистоты, любви, силы духа.

Эти основные герои даны Ибсеном на жизненно разнообразном и стилистически разноплановом фоне: здесь и реалистически-яркие, сочные зарисовки норвежской деревни, и гротескные, остро сатирические типы современного буржуазного общества, и фантастика, смело вторгающаяся в реальный план драматической поэмы, и, наконец, символика, помогающая обобщить, сконцентрировать философские выводы автора.

Григ очень любил это произведение Ибсена и понимал его во всей его глубине. В 1903 году Григ писал об этой пьесе: <<Только в последние годы обнаружилось, насколько потрясающим было изображение, созданное поэтом в качестве национальной характеристики. Ибсен безжалостно раскрыл опасную сторону нашего народа>>. Но <<для себя>>, для воплощения в музыке он выбрал лишь те мотивы и образы, которые были близки ему и которые находили отклик в его творческом воображении.

<<Пер Гюнт>> Грига получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. В первую сюиту включены <<Утро>>, <<Смерть Озе>>, <<Танец Анитры>>, <<В пещере горного короля>>. Светлые и радостные чувства (<<Утро>>), трагедия конца жизни (<<Смерть Озе>>), изящная жанровая зарисовка (<<Танец Анитры>>), <<буйная>> фантастика (<<В пещере горного короля>>) -- таковы контрастные образы сюиты.

В пьесе << Утро >> яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. <<Утро>> -- вступление к четвертому акту пьесы Ибсена, рассказывающему о странствовании Пера в Африке. По меткому замечанию О. Левашевой, <<Утро>> -- скорее послесловие к первым, <<норвежским>> актам драмы, нежели вступление к <<арабскому>> акту. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая вначале поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха:

Чистые гармонические краски (трезвучие -- основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом (Е, Gis, H), воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша появляются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно-образные ассоциации: соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рогов, легкие трели флейт -- всё это воспринимается как лесные голоса на фоне тишины, покоя утренней природы (длительные фигурации на рр у деревянных духовых инструментов в фа мажоре, у струнных в си-бемоль мажоре).

<< Смерть Озе >> (третье действие драмы, Озе -- мать Пера) -- произведение огромной драматической силы. Лаконизм Грига достигает здесь, кажется, предела. Как бы на одном дыхании композитор ведет начальный сосредоточенный, суровый образ к огромному напряжению, драматической кульминации. И от нее -- к светлым и скорбным звучаниям (противопоставление суровых, драматических и светлых образов принято в композиции траурных маршей):

Лаконичный музыкальный образ, на развитии которого строится пьеса, сочетает мерную поступь марша со строгостью хорала и скорбными песенными интонациями. При повторе его во втором предложении периода напряжение усиливается благодаря обострению гармонии (DD3\4 с пониженной квинтой вместо D) и иной динамической окраске. Повторы периода при постепенном усилении звучности, увеличении <<объема звучания>> и тональных контрастах (си минор -- фа-диез минор -- си минор) -- вот средства, какими достигается напряжение, динамика первой части двухчастной формы.

Вторая часть, светлая, как то царство грез, в которое увлекает умирающую Озе своей фантазией Пер Гюнт, не нарушает общего движения музыки: здесь та же структура и ритмика мелодии. Но нисходящие хроматические интонации ее, постоянное стремление гармонии к устою, к тонике (в первой части движение гармонии шло от тоники к неустою), общая нисходящая линия мелодии и затухающая звучность -- все это противоположно развитию первой части. Разнообразие в звучании этой пьесы достигается очень скромными оркестровыми средствами: она написана для струнной группы оркестра.

В << Танце Анитры >> (четвертое действие драмы, Анитра -- девушка из арабского племени -- пляшет и поет перед <<пророком>> Пером Гюнтом), при почти той же скромности оркестровых средств (к струнной группе добавлен лишь треугольник), композитор добивается редкой тембровой красочности.

Звучание струнной группы, разнородное благодаря применению arco и pizzicato, засурдиненного и открытого звука, <<инкрустируется>> серебром треугольника.

В пьесе выразительна каждая деталь фактуры. Изящная, пластичная мелодия отшлифована многими штриховыми и динамическими нюансами, украшена трелями, форшлагами; мелодия, прихотливая по ритмическому рисунку, опирается на четкую танцевальную фигуру сопровождения:


Финал сюиты -- << В пещере горного короля >> (второе действие драмы, Пер попадает во владения Доврского деда (<<горного короля>>)) -- яркая и красочная динамическая пьеса. Просто и своеобразно ее строение: при многократном проведении темы без изменении мелодии она каждый раз появляется в окружении все большего количества голосов, с новыми фигурациями в фактуре, усиливающими ее причудливость и динамику. Это соответствует тому образу, который лежит в основе пьесы: нестройная пляска, нарастание движения, гомона.

Простой и угловатой теме соответствуют резкие и однообразные на протяжении всей пьесы фактурные штрихи -- отрывистые ритмические фигуры на слабой доле такта, ровная <<дробь>> баса, а также единообразие гармонической окраски. Тема очень отчетливо прорисована в скупой оркестровой фактуре начала: виолончели и контрабасы pizzicato и фагот поочередно ведут тему и фигуру сопровождения:

Постепенное усиление звучности от начала к концу является основным средством динамики этой пьесы.

Советуем посетить: