Эдвард Григ 1843-1907

Романсы и песни

Романсы и песни -- один из основных жанров творчества Грига. Связь со словом, лиризм, близость к народной песне, широкая доступность произведений песенного жанра -- все это отвечало самому существу дарования Грига.

Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов (ор. 2) появился в год окончания консерватории, а последний -- совсем незадолго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет ее в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии, будившей воображение композитора. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу подавляющего большинства романсов и песен Грига (Григ написал около ста пятидесяти романсов и песен). Среди поэтических текстов песен Грига -- стихи Ибсена, Бьёрнсона, Андерсена.



https://reebok-zig.ru товары и reebok.

В песнях Грига встает большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы, написанные ярко и живописно, присутствуют в огромном большинстве песен, чаще всего как фон лирического образа (<<В лесу>>, <<Избушка>>, <<Море в ярких лучах сияет>>). Тема родины звучит в возвышенных лирических гимнах (<<К Норвегии>>), в образах ее людей и природы (цикл песен <<По скалам и фиордам>>). Разнообразной предстает в песнях Грига жизнь человека: с чистотой юности (<<Маргарита>>), радостью любви (<<Люблю тебя>>), красотой труда (<<Ингеборг>>), с теми страданиями, которые встречаются на пути человека (<<Колыбельная>>, <<Горе матери>>), с его мыслью о смерти (<<Последняя весна>>). Но о чем бы ни <<пели>> песни Грига, они всегда несут ощущение полноты и красоты жизни.

В песенном творчестве Грига продолжают свою жизнь разные традиции камерного вокального жанра. У Грига много песен, основанных на цельной широкой мелодии, передающей общий характер, общее настроение поэтического текста (<<С добрым утром>>, <<Избушка>>). Наряду с такими песнями есть и романсы, в которых тонкая музыкальная декламация отмечает нюансы чувствований (<<Лебедь>>, <<В разлуке>>). Своеобразно умение Грига соединить эти два принципа. Не нарушая цельности мелодии и обобщенности художественного образа, Григ выразительностью отдельных интонаций, удачно найденными штрихами инструментальной партии, тонко стью гармонической и ладовой окраски умеет конкретизировать, сделать ощутимыми детали поэтического образа.

В ранний период творчества Григ часто обращался к поэзии великого датского поэта и сказочника Андерсена. В его стихах композитор нашел созвучные собственному строю чувств поэтические образы: счастье любви, открывающее человеку бесконечную красоту окружающего мира, природы. В песнях на тексты Андерсена определился характерный для Грига тип вокальной миниатюры: песенная мелодия, куплетная форма, обобщенная передача поэтических образов. Все это позволяет причислить такие произведения, как <<В лесу>>, <<Избушка>>, к жанру песни (а не романса). Несколькими яркими и точными музыкальными штрихами Григ вносит живые, <<видимые>> детали образа. Национальная характерность мелодии и гармонических красок придает особую прелесть песням Грига.

<< В лесу >> (ор. 18)--своеобразный ноктюрн, песнь о любви, о волшебной красоте ночной природы. Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют поэтический облик песни. В мелодии, широкой, свободно развивающейся, естественно соединяются порывистость, скерцозность и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада (переменность), подвижность мелодических интонаций, то живых и легких, то чувствительных, то ярких и ликующих, аккомпанемент, чутко следующий за мелодией,--все это придает образную многогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха. Легким музыкальным штрихом в инструментальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пения птиц:


<< Избушка >> (ор. 18) -- музыкально-поэтическая идиллия, картина счастья, красоты жизни человека на лоне природы. Жанровая основа песни -- баркарола. Покойное движение, равномерное ритмическое покачивание как нельзя лучше отвечают поэтическому настроению (безмятежность, покой) и картинности стиха (движение и всплески волн). Необычный для баркаролы пунктированный ритм сопровождения, частый у Грига и характерный для норвежской народной музыки, сообщает четкость, упругость движению. Над чеканной фактурой фортепианной партии словно парит легкая, пластичная мелодия. Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, легкости (см. пример 133).

Песня написана в строфической форме. Каждая строфа состоит из периода с двумя контрастными предложениями. Во втором ощущается напряжение, лирический


накал мелодии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией на словах: <<... ведь здесь любовь живет>>.

<< Первая встреча >> (ор. 21, текст Б. Бьёрнсона) -- одна из поэтичнейших страниц григовской песенной лирики. Близкий Григу образ -- полнота лирического чувства, равного тому чувству, которое дает человеку природа, искусство, -- воплощен в музыке, полной покоя, чистоты, возвышенности. Единая мелодия, широкая, свободно развивающаяся, <<обнимает>> весь поэтический текст. Но в мотивах, фразах мелодии отражаются его детали. Естественно вплетается в вокальную партию мотив наигрыша рожка с приглушенным минорным повтором -- словно далекое эхо. Начальные фразы, <<парящие>> вокруг долгих устоев (в первом предложении ля, во втором -- фа), опирающиеся на устойчивую тоническую гармонию, на статичные плагальные обороты, с красотой светотеней (сопоставление мажорной и минорной терции, выразительный оборот фа -- фа-бемоль -- фа) воссоздают настроение покоя и созерцания, красоты, которым дышит стихотворение:


Зато заключение песни, основанное на широких разливах мелодии, с все увеличивающимися <<волнами>> мелодии, с постепенным <<завоеванием>> мелодической вершины, с напряженными мелодическими ходами отражает яркость, силу эмоций.

<< С добрым утром >> (ор. 21, текст Бьёрнсона) -- светлый гимн природе, полный радости, ликования. Яркий D-dur, быстрый темп, четко ритмованное, близкое к танцу, энергичное движение, единая для всей песни мелодическая линия, устремленная к вершине и венчающаяся кульминацией, -- все эти простые и яркие музыкальные средства дополнены тонкими выразительными деталями: нарядные <<вибрато>>, <<украшения>> мелодии, словно звенящей в воздухе (<<лес звенит, шмель жужжит>>); вариантный повтор части мелодии (<<встало солнце>>) в ином, тонально более ярком звучании; короткие мелодические взлеты с остановкой на мажорной терции, все усиливающиеся в звучании; яркая <<фанфара>> в фортепианном заключении:

Среди песен Грига выделяется цикл на стихи Г. Ибсена (ор. 25). Лирико-философское содержание, скорбные, сосредоточенные образы кажутся необычными на общем светлом фоке григовских песен. Лучшая из ибсеновских песен -- << Лебедь >> -- одна из вершин творчества Грига. Красота, сила творческого духа и трагедия смерти -- такой представляется символика стихотворения Ибсена. Музыкальные образы, так же как и поэтический текст, отличаются предельным лаконизмом. Контуры мелодии обусловлены выразительностью декламации стиха. Но скупые интонации, прерывистые свободно декламационные фразы вырастают в цельную мелодию, единую и непрерывную в своем развитии, стройную по форме (песня написана в трехчастной форме):


Мерное движение и малая подвижность мелодии в начале, строгость фактуры сопровождения и гармонии (выразительность плагальных оборотов минорной субдоминанты) создают ощущение величия и покоя. Эмоциональное напряжение в средней части достигается при еще большей концентрированности, скупости музыкальных средств. Гармония застывает на диссонантных звучаниях (септаккорд II ступени, вводный септаккорд двойной доминанты -- на доминантовом басу). Мерная, спокойная мелодическая фраза достигает драматизма, увеличивая высоту и силу звучания, выделяя повторами вершинную, конечную интонацию. Красота тональной игры в репризе (фа мажор -- ре-бемоль мажор -- фа мажор), с постепенным просветлением регистрового колорита, воспринимается как торжество света и покоя.

Много песен написал Григ на стихи норвежского крестьянского поэта Осмунда Винье. Среди них один из шедевров композитора -- песня << Весна >> (ор. 33). Мотив весеннего пробуждения, весенней красоты природы: частый у Грига, связан здесь с необычным лирическим; образом: остротой восприятия последней в жизни человека весны.

Музыкальное решение поэтического образа замечательно: это светлая лирическая песня. Широкая плавная <<мелодия состоит из трех построений. Сходные по интонационной и ритмической структуре, они являются вариантами начального образа. Но ни на миг не возникает ощущение повторов. Напротив: мелодия льется на большом дыхании, с каждой новой фразой приближаясь к возвышенному гимническому звучанию:


Велика в этой песне выразительная роль тонального развития и гармонических красок. Светлый колорит фа-диез мажора, так красиво <<проясняющийся>> в фортепианном вступлении, поддерживается долгим тоническим устоем (квинта в басу), мягкими плагальными оборотами.

Красочные гармонии (например, минорная двойная доминанта, созвучия, образуемые проходящими хроматическими ходами, наложение аккордов разных функций, <<чистые>> краски натуральных гармоний лада), тонкая регистровая и динамическая окраска фортепианной партии придают разные оттенки настроения поэтическому образу.

Многие песни Грига отличаются подлинно живописной яркостью образов. В песне << В челне >> (ор. 60, текст В. Крага) композитор словно отбирает зрительные образы текста (<<море в ярких лучах>>, <<белые чайки кружатся>>) и живо воссоздает их, широко используя и возможности фортепианной партии.

Эти образы <<вписываются>> в лирический строй песни с ее стремительным порывом к счастью, с трепетностью чувства. Линии и краски отобраны предельно экономно: легкая, как трель, фигурка у фортепиано, <<сверкающая>> в разных регистрах, легкая не только благодаря подвижности, но и тому, что появляется на слабой доле такта; <<кружащиеся>> секвентные последования гармоний (вводный септаккорд -- увеличенное трезвучие), намеченные прозрачными и легкими аккордами -- синкопами:

Очень тонко, не меняя общего характера движения, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких -- к эмоциональным (<<вдаль, вдаль простор манит>>): исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность ритмики, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми. Резкий тональный контраст (соль мажор -- фа-диез мажор) способствует четкости грани между разными образами поэтического текста.

Отдавая в выборе поэтических текстов явное предпочтение скандинавским поэтам, Григ лишь в начале своего творческого пути написал несколько романсов на тексты немецких поэтов Гейне, Шамиссо, Уланда.

Советуем посетить: