Эдвард Григ 1843-1907

Европейское признание Грига

Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора. Постановка <<Пера Гюнта>> в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала композитору широчайшую популярность в Европе.

Начинается новый период в жизни композитора. Он оставляет систематическую работу дирижера в Кристиании, с тем чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Именно поэтому Григ перебирается в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс, на берегу одного из фиордов, а затем -- знаменитый Трольхауген (<<холм троллей>>, название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 года и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства композитора.




Григ страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. В горах приходят <<исцеление и новая жизненная энергия>>, в горах <<вырастают новые идеи>>, с гор Григ возвращается <<как новый и лучший человек>>. В письмах Грига то и дело встречаются упоминания о путешествиях в горы, и замечательна та свежесть, новизна чувств, с которой Григ всегда воспринимает поэзию природы. Вот как пишет он в 1897 году: <<...я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления... Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!>>.

Преклонение перед величием и красотой природы, тонкое чувство природы сказалось в творчестве Грига. Вспомним его песни (<<В лесу>>, <<Избушка>>, <<Весна>>, <<Море в ярких лучах сияет>>, <<С добрым утром>>), <<Пера Гюнта>> (<<Утро>>), многие страницы <<Лирических пьес>> (<<Ноктюрн>>, <<Птичка>>), фортепианного концерта, скрипичных сонат.

Не только природа, но и близость к жизни народа привлекала Грига в его <<сельском уединении>>, возможность слышать песни и народные предания из уст крестьян, наблюдать быт норвежского народа. Приглашая друга к себе в Лофтхюс, Григ писал: <<Вы достаточно художественная натура для того, чтобы предпочесть общество крестьян>>.

Начиная с 1878 года Григ выступает не только в Норвегии, но и в разных странах Европы как исполнитель собственных произведений. Европейская слава Грига растет. Концертные поездки принимают систематический характер, они приносят композитору огромное удовлетворение. Григ концертирует в городах Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции. Он выступает как дирижер и пианист, как ансамблист, аккомпанируя Нине Григ. Скромнейший человек, Григ в своих письмах отмечает <<гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы>>, <<колоссальный фурор>>, <<гигантский успех>> концертов и т. д. Григ не оставлял концертной деятельности до конца дней; в 1907 году (в год смерти) он писал: <<Со всего света сыплются приглашения дирижировать!>>.

Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с музыкантами других стран. В 1888 году в Лейпциге состоялась встреча Грига с П. И. Чайковским. Композиторы, родственные по удивительной задушевности и простоте своей музыки, Григ и Чайковский прониклись чувством глубокой симпатии друг к другу. В своем <<Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году>> Чайковский оставил живой портрет Грига и редкое по проникновенности и глубине определение характера его творчества.

Мысль о посещении России много лет занимала Грига. В 1902 году, после концертов в Варшаве, Григ писал: <<Я намереваюсь в будущем году снова отправиться в Варшаву, а затем
в Петербург и Москву>>. Однако, получив приглашение в тот год, когда Россия находилась в состоянии войны с Японией, Григ не счел для себя возможным принять его: <<Для меня загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где почти в каждой семье оплакивают павших на войне>>. И далее: <<Досадно, что так должно было случиться. Прежде всего, надо быть человеком. Все истинное искусство вырастает только из человека>>.

Высокая принципиальность, честность отличали Грига всегда и во всем. Он отказался от концерта во Франции, не желая выступать в стране, в которой было спровоцировано <<дело Дрейфуса>>. Демократ по убеждению, Григ не раз отклонял предложения и заказы, исходившие от коронованных особ. Вся деятельность Грига в Норвегии -- пример чистого и бескорыстного служения своему народу.

Уединение в Трольхаутене, с одной стороны, и интенсивная концертная деятельность -- с другой, не означали отказа от музыкально-просветительной деятельности у себя на родине. В 1880--1882 годах Григ руководит музыкальным обществом в Бергене. <<Оркестровые силы... были ужасны... Но я желал бы, чтобы оценили, чего мы добились в шубертовской симфонии C-dur и одной из ораторий Генделя. Из хора я действительно сделал нечто...>>. Таково было состояние профессиональной музыкальной культуры в Норвегии и те результаты, к которым приводили старания Грига.

В 1898 году Григ организует в Бергене первый музыкальный фестиваль. Был приглашен амстердамский симфонический оркестр, исполнивший произведения норвежских композиторов. Фестиваль сыграл огромную роль в жизни Норвегии. <<Теперь люди в Бергене, как и в Кристиании, говорят: мы должны иметь лучший оркестр! Это для меня большой триумф>>, -- писал Григ.

Советуем посетить: