Эдвард Григ 1843-1907

Детство и годы учения

Детство и годы учения. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке.

Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыками фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига источником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредственностью вдохновения.




К детским годам относятся первые опыты сочинения музыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. <<Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлек -- о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук -- о ликованье! -- пятизвучне, нон аккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет>>. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение -- вариации на немецкую тему для фортепиано.

В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, <<норвежский Паганини>> -- Уле Булль. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование. В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерватории.

В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основателя Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерваторского преподавания -- о рутине, бессистемности занятий.

Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики, и особенно Бетховена. О другом своем педагоге-- пианисте Э. Венцеле -- Григ вспоминает как о талантливом музыканте и друге Шумана. Шуман принадлежал к числу любимых композиторов Грига. Ранние произведения Грига, например его соната для фортепиано, хранят следы влияния творчества Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: <<...он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то, самодовлеющим, но являлось выражением законов самой природы>>.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига -- города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была интенсивной. <<Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки>>, -- вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкальной классики.

В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя как <<в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции>>, а также как незаурядный <<пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения>>.

Советуем посетить: